1. Какой общий психологический механизм памяти лежит в основе описанных явлений? 1) В рассказе А. П. Чехова «лошадиная фамилия» фамилия овсов исчезла из памяти, но вспомнилась после напоминания о продаже овса. 2) Девочка Маша, глядя на Чечевицына, вспоминала и говорила о необходимости есть горох и чечевицу во время поста, так как они готовили чечевицу вчера. 3) Несколько студентов обсуждали работу Ньютона в области.
Пошаговый ответ:
В первом случае, фамилия овсов изначально оказалась забытой, но ее воспоминание было возможно после того, как было дано напоминание о продаже овса. Здесь возникает ассоциация между фамилией и продажей овса, что помогает восстановить утерянную память.
Во втором случае, девочка Маша видя Чечевицына, вспоминает о горохе и чечевице во время поста, потому что они готовили чечевицу вчера. Здесь возникает ассоциация между Чечевицыным и приготовлением чечевицы, что активизирует память Маши о еде, соответствующей постным правилам.
В третьем случае, обсуждение работы Ньютона напоминает студентам о его знаниях и исследованиях в физике. Здесь связь и ассоциация между обсуждением Ньютона и физикой активизирует память студентов и напоминает им о своих знаниях и интересах в этой области.
Таким образом, во всех трех случаях, ассоциативная память является общим психологическим механизмом, который позволяет восстанавливать утерянную информацию или активизировать связанные с ней памятные отражения.