1) Камень воздуху даёт упоры кирок, а тачки запевают печально колёса в знойном воздухе. (М. Горький)
2) В ночные пещеры ушедший или к тихой реке к заводям наткнется на пантеры с ужасными зрачками. (Н. Гумилев)
3) Виновата ли ученица или учитель, но каждый день одно и то же повторялось… (Л. Толстой)
4) Всё в ней то дышит истиной, то притворно и ложно. (М. Лермонтов)
2) Сложносочиненное предложение — это предложение, которое состоит из двух или более простых предложений, соединенных самостоятельным, сочинительным союзом.
Пошаговый ответ:
В задании представлено сложносочиненное предложение, которое состоит из двух простых предложений и связано союзом «или». Подобное предложение характерно для поэтического стиля, где автор использует сложные и необычные конструкции, чтобы выразить свои мысли и эмоции.
Чтобы понять смысл данного сложносочиненного предложения, необходимо разобрать его на простые предложения и проанализировать их значения.
«Виновата ли ученица» — это первое простое предложение. В данном случае автор задает вопрос о виновности ученицы. Он задает себе вопрос и подразумевает, что ответ на него может быть как «да», так и «нет».
«или учитель» — это второе простое предложение. Здесь автор также задает вопрос о виновности учителя. Также, как и в первом предложении, ответ может быть как «да», так и «нет».
«но каждый день одно и то же повторялось…» — это третье простое предложение. Здесь автор говорит о том, что, несмотря на вопрос о виновности ученицы или учителя, каждый день повторялась одна и та же ситуация или проблема.
Таким образом, в данном сложносочиненном предложении автор выражает свое недоумение и разочарование тем, что каждый день происходило одно и то же, независимо от вопроса о виновности ученицы или учителя. Возможно, автор хочет подчеркнуть, что проблема не решалась и продолжала повторяться, и он не может определить, кто именно виноват в этом.
Такое использование сложносочиненных предложений в поэтическом стиле позволяет создать эмоциональную и выразительную формулировку, которая заставляет читателя задуматься и сопереживать автору текста.